Лидером первого этапа конкурса на концепцию развития Московской агломерации стала команда из Нидерландов.
Коллектив из Нидерландов предложил создать дополнительно к присоединяемым к Москве территориям юго-западного направления еще три сателлита для того, чтобы снять излишнюю нагрузку со «старой Москвы». По мнению представителей команды, новые сателлиты нужно создавать на основе уже существующих наукоградов – Сколково и Фрязево. При этом, как отметил представитель команды, территория дач и полей не подходит для создания спутников.
"Команда О.М.А. из Нидерландов набрала наибольший балл - 7,8 из 10 возможных. Команда взяла простотой и чистотой своей идеи. Посмотрим, как она разовьет свою концепцию", - сообщил координатор семинара по Московской агломерации заместитель генерального директора ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" Александр КОЛОНТАЙ.
Напомним, что разработку проекта "новой Москвы" ведут 10 авторских коллективов, отобранных экспертной группой в конце февраля.
Остальные претенденты были оценены следующим образом. Творческое объединение из Испании Риккардо Бофила набрала 7,6 балла, следом за ними – команда Антуана Грюмбаха из Франции с 7,4 балла, их соотечественники, команда L'AUC, разработавшая концепцию развития Большого Парижа - 7,1 балла. По 7 баллов ровно начислено архитектурно-дизайнерской мастерской профессора Чернихова и их коллегам из США - Urban Design Associates. Архитектурное бюро "Остоженка" получило 6,8 балла, ЦНИИП "Институт градостроительства" - 6,4 балла, студия архитектора Сечи Вигано набрала 6,3 балла. Наименьший балл - 4,8 набрала архитектурная группа МАРХИ.
Колонтай же отметил, что наименьшее количество баллов набрала группа из МАРХИ. "Вывод такой, что у нас сейчас нет оснований оплачивать работу этого коллектива. Материалы проектного коллектива, получившие среднюю суммарную оценку пять баллов и ниже, считаются непринятыми и не оплачиваются ", - заявил он. Однако, тут же добавил, что команда имеет возможность продолжить работу в конкурсе бесплатно.
В результате, команда МАРХИ, набравшая наименьший балл за первый отчетный этап на конкурсе на концепцию развития московской агломерации, не намерена продолжать участвовать в конкурсе на бесплатной основе, и планирует выйти из состава десяти команд-участников конкурса.
Откровенное разочарование проект МАРХИ вызвал и у вице-президента САР М.В. Перова. "Это никакая работа, ее можно снимать с конкурса", - заявил Перов.
Вице-президент Союза архитекторов России раскритиковал, вместе с тем, и выступление голландской команды О.М.А., набравшей по итогам первого отчетного этапа конкурса на концепцию развития "новой" Москвы наибольшее количество баллов. Впрочем, он отметил, что многим экспертам понравилась работа команды О.М.А.
"По моему мнению, конкурсной работы тут нет. Это хорошее рассуждение на заданную тему", - считает Перов. Он отметил артистичную подачу своих предложений у этого коллектива, которую поддержали многие эксперты. "Но у нас тут конкурс на московскую агломерацию, а не "Золотая маска". Все за артистичность, но за этим должно быть какое-то содержание, а содержание - очень примитивное", - заметил Перов.
Он также выделил работы других коллективов. Наиболее обстоятельный подход, по его мнению, у мастерской Чернихова. Он также выделил концепцию Боффила о создании линейного города. Эксперт также отметил хорошую проработку и подачу команды французских архитекторов LAUC.
В целом вице-президент САР отметил высокий уровень проведения конкурса. "Уровень классный. Очень важно, что у специалистов и у VIPов, которые тут присутствуют мозги продвигаются, потому что это смотр мировой урбанистики. У нас такого никогда не было. Наконец-то понятие "агломерации" войдет в правовое поле. Без таких вещей, без таких обсуждений ничего не произойдет", - отметил Перов.
Кстати, итальянские эксперты архитектурной студии "Сечи Вигано в рамках конкурса на концепцию развития московской агломерации раскритиковали транспортную сеть Москвы и предложили вернуться к идее развития транспорта, которая предлагалась в 1971 году, и закончить ее. Архитекторы также предложили создать пассажирское железнодорожное кольцо внутри города. По их мнению, в Москве очень неразвитая сеть общественного транспорта, нет парковочной системы, удобных пешеходных и велосипедных зон, а радиальная транспортная сеть обладает плохой коннективностью. Они предложили развивать систему хайвэев, интегрировать железную дорогу с метро, а также создать отдельное пассажирское железнодорожное кольцо. По их словам, структура мобильности менялась с развитием плана города, но транспортная радиально-концентричная транспортная сеть не была должным образом закончена. Напоминаем, что официально изменение границ Москвы произойдет 1 июля 2012 года, до этого срока объявляется переходный период.