Творческая мастерская педагога-наставника как эффективная форма методической помощи молодым педагогам

Николаева В.В., Зам. директора  по содержанию образования,

Андреева Г.С. , учитель-дефектолог,

 руководитель  «Творческая  мастерская  педагога-наставника»

  

Определяющим условием развития и модернизации  системы  специального (коррекционного) образования  является обеспечение  квалифицированными кадрами.  Нужны  молодые специалисты  и компетентные педагоги, которые смогут качественно  реализовать федеральные государственные образовательные стандарты  для детей с ОВЗ  и соответствовать профессиональному стандарту педагога. 

Актуальной становится задача, направленная на изменение подходов к организации методической  работы, поиск новых точек профессионального роста учителя.

В  МОКУ «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34» г. Якутска обучаются 294  детей с особыми образовательными потребностями, из них 200  детей-инвалидов. Педагогический коллектив состоит из 65  педагогов, из них  7  молодых педагогов.

МОКУ «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34»  г. Якутска

В школе-интернате   сформирована целостная   система методического сопровождения молодого педагога. Одной из эффективных форм  передачи знаний и умений учителей-наставников,  организации методической работы является Творческая мастерская педагога. 

С начала  учебного года успешно реализуется проект «Творческая  мастерская педагога-наставника», разработанная под руководством директора Астановой Ольги Васильевны. 

            Приоритетными целями проекта являются:

  • Повышение профессиональной компетентности  молодых   и вновь прибывших   педагогов  школы-интерната  для   их  успешной адаптации, творческой  самореализации.
  • Создание   эффективной системы поддержки педагогов-наставников для    обобщения  и  транслирования их  инновационного опыта в сфере коррекционного образования.

Педагогическая мастерская  – центр профессионального мастерства, где организуется процесс освоения новых знаний, систематизируется педагогический опыт, осуществляется поиск путей решения общих задач на основе сотрудничества педагогов.

В течение учебного года  обобщаются и распространяются  лучшие практики   педагогов-наставников в работе с детьми с ОВЗ.  На  сайте школы-интерната создан виртуальный Методический кабинет педагога-наставника, куда размещены   методические разработки педагогов.  Выпущен фото-видео  альбом «В мире театра», где   отражен   творческий опыт работы педагогов Алексеевой Н.А., Ивановой Т.Е., Будищевой Т.А.  по  использованию театральной деятельности в работе со старшеклассниками и  Ивановой Р.А., Матвеевой С.К.   сказкотерапии  с учащимися начальных  классов.

МОКУ «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34»  г. Якутска 

Учителя-наставники проводят    методические  мероприятия для молодых и вновь прибывших педагогов.   Проведено  мастер-класс по проектной деятельности, форсайт-сессия по теме: «Цифровая трансформация структуры СИПР  и ИУП учащихся надомного обучения», круглый стол  «Эффективные формы работы с родителями детей с ОВЗ», учебно-методический семинар «Портфолио индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ в системе работы классного руководителя».

    В рамках проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» развивается сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Учителя-наставники школы-интерната   оказывают методическую помощь педагогам  других общеобразовательных школ.

В сентябре месяце учителя начальных классов,  работающие по программе 8 вида,   оказали методическую помощь  учителям начальных классов МБОУ Табагинская СОШ по работе с детьми с расстройствами  аутистического спектра.   Проведены открытые уроки, коррекционно-развивающие занятия специалистов. Состоялся  Круглый  стол, где обсудили актуальные вопросы в работе с детьми  РАС.

18 февраля в школе-интернате  состоялся Практикум «Здоровьесберегающие  (коррекционные) технологии  в  работе с детьми с особыми образовательными потребностями» с приглашением молодых педагогов ГКОУ РС (Я) РС(К)Ш-И.  

Цель практикума:  оказание  практической методической  помощи молодым  педагогам  по освоению инновационных здоровьесберегающих образовательных  технологий.

            На мероприятии  приняли участие 26 педагогов,  из них  10 молодых педагогов из  нашей школы-интерната  и 6 молодых педагогов ГКОУ Р(Я) РС(К)Ш-И.   

            Работу  Практикума с приветственным   словом к  молодым педагогам   открыла     директор школы-интерната  Астанова О.В. Практикум прошел в формате здоровьесберегающих студий,  практические занятия   провели учителя-наставники.

            В первой  студии под руководством  учителя начальных классов Платоновой Л.С.  молодые педагоги научились  проводить дыхательную гимнастику с  детьми  с ОВЗ.  Включились в   увлекательные дидактические  игры для развития речевого дыхания.   Учитель-дефектолог   Андреева  Г.С.   поделилась  с опытом работы по  использованию образовательной кинезиологии.  Участники  выполнили кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия, работали с развивающими межполушарными досками, нейро-прописями по развитию мелкой моторики рук.

            Во  второй студии  учитель-наставник Иванова Р.А.  ввела молодых педагогов в волшебный мир сказкотерапии. Ознакомились с  организацией работы кукольного театра, попробовали себя в пластилинографии по сюжетам сказки.  

            В  третьей  студии было организовано  интересное занятие по  игротерапии.    Учитель-логопед Спиридонова О.А.  ознакомила  с авторской    многофункциональной  дидактической  игрой  «Шкатулка с сюрпризом».  Учитель-дефектолог Никитина С.А.  показала методику проведения зрительной гимнастики с детьми с ОВЗ.

            По отзывам участников  занятия в здоровьесберегающих студиях прошли очень интересно, креативно, познавательно. Каждый молодой педагог  занимался во всех 3 студиях, ознакомился с методикой использования здоровьесберегающих технологий, в игровой увлекательной форме практически  смог освоить данные технологии.

            Во второй части практикума состоялся методический диалог, где молодые  педагоги двух школ получили возможность пообщаться, задать  интересующие  вопросы по теме практикума. Педагоги-наставники дали методические рекомендации,  обменялись материалами педагогической копилки.     Ценность  данного практикума заключается в  получении молодыми педагогами актуальных знаний и практических навыков о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, в рамках Творческой мастерской педагога-наставника продолжается  системная работа  по  развитию профессиональной, информационной, коммуникативной компетенций молодых и вновь прибывших  педагогов.

МОКУ «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34»  г. Якутска  Положительные результаты дает профессиональное,  информационное   сотрудничество учителей-наставников   в процессе взаимодействия в рамках  творческой группы  и сетевого взаимодействия. В данное время    распространили свой опыт работы  20  педагогов-наставников школы-интерната.  На основе результатов деятельности Творческой мастерской  разрабатываются рекомендации, методический инструментарий,  дидактические (электронные) материалы.

Надеемся, что реализация нового инновационного школьного проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» позволит  построению продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений сотрудничества  начинающих и опытных педагогов, будет способствовать формированию профессионально-компетентной личности  молодого педагога, обобщению и распространению многолетнего  коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.