Дмитрий Самигуллин: Тренд всех мировых рынков – максимальная прозрачность

В условиях западных санкций российские предприниматели активно осваивают новые географии. Все больше крупных и средних компаний из России выходят на рынки Ближнего Востока и Азии, адаптируют свою продукцию под требования Халяль и учатся работать с клиентами с другим культурным кодом.

Экспортный потенциал отечественных поставщиков и особенности внешнеэкономической торговли с мусульманскими странами станут одной из главных тем грядущего Volga Investment Summit & World Halal Day. Мероприятия пройдут 3-5 октября в Самаре и объединят несколько сотен участников и экспонентов из разных стран мира. В преддверии мероприятия, редакция «Время инноваций» поговорила со спикером Саммита Дмитрием Самигуллиным, управляющим партнером адвокатского бюро RBL, о подготовке компании к выходу на глобальные рынки, защите бренда и основных сложностях начинающих экспортеров.

Управляющий партнер адвокатского бюро RBL Дмитрий Самигуллин

Вчера прошла новость о том, что Китай остановил закупки продовольствия в США. До этого аналогичное решение Китай принял в отношении Канады. А это многие годы были основные экспортеры продовольствия в КНР.

Радоваться конфликтам неправильно (тем более что для нас, для Ростсельмаша Северная Америка важный рынок сельхозмашин), но поразмышлять стОит.

Ежегодно Китай импортирует продовольствия на сумму примерно 60 млрд долларов. Для сравнения: Россия выращивает урожай зерна, которым мы гордимся, который в оптовых ценах оценивается примерно в 15 млрд долларов в год.

Таким образом, сколько бы Россия ни произвела зерна, сои, рапса, свинины, молока, – все может и будет готов в ближайшей перспективе купить Китай.

И это огромный шанс для России увеличить рынки сбыта и объемы производства продукции, дать крестьянам возможность зарабатывать, обновить парк техники, оживить транспортную систему, поднять Дальний Восток. Вопрос только, воспользуется ли им наше правительство. У меня не просто есть сомнения в этом, у меня есть уверенность, что этого не произойдет.

Для того чтобы получить рост объемов производства продовольствия, надо было бы увеличить поддержку сельхозмашиностроения, стимулировать инвестиции в сельское хозяйство. Этого не происходит. Наоборот, произошла отмена (или приостановка) программы 1432, поддержка перенаправляется в лизинговые компании, в финансовые схемы, многие заводы уже снизили объемы производства.

Поэтому в условиях, когда Китаю нужны новые поставщики, Россия не встанет в их ряд. При существующей политике мы не сможем удовлетворить огромный китайский спрос. Нишу поставщиков вместо Северной Америки займут Бразилия, Аргентина, Вьетнам, Таиланд. Все располагающие желанием и ресурсами заработают деньги, поднимут уровень жизни в своих странах, и в этот перечень наша страна не попадет.

Чтобы в следующий раз не упустить какую-нибудь прекрасную возможность, нужно уже сегодня снизить в России налоги, смягчить денежно-кредитную политику, активно заниматься экспансией на внешние рынки с помощью политических и экономических методов. Все это возможно. Было бы желание правительства.

А так, очередной огромный поезд с десятками миллиардов долларов проходит мимо нашего дома. Такие поезда постоянно будут перемещаться, не задерживаясь на нашей станции, и эти доллары будут получать и тратить другие.

А мы на своей станции будем бороться с инфляцией.

– В последние годы государство прикладывает серьезные усилия к развитию экспортоориентированных компаний. Скажите, на ваш взгляд, российский бизнес сегодня готов выходить на международные рынки?

– Моя практика показывает, что российские компании готовы покорять рынки других стран. Действующее законодательство, как в России, так и за рубежом, имеет свои нюансы, но, в целом, достаточно лояльно к новым игрокам. В мире уже сложилась определенная отраслевая дифференциация. В частности, для IT-компаний очень популярны низконалоговые юрисдикции: Кипр, Гонконг, Маврикий. Для проектов в области производства и поставок ключевые рынки – Европа, Канада, США. Я бы советовал компании сначала определиться с конкретными продуктами, которые она планирует экспортировать, и, исходя из этого, уже выбирать юрисдикцию и регистрироваться.

– С чего начать юридическую подготовку к выходу на зарубежные рынки?

– Первый шаг – юридический комплайнс собственной компании на предмет ее готовности к экспорту. Один из принципиальных моментов – вид внешнеэкономической деятельности. Будет ли компания физически присутствовать в зарубежной юрисдикции в виде обособленного представительства? Если да, то необходимо определить порядок регистрации представительства за рубежом, учесть особенности бухгалтерского учета, требования российского регулятора по наличию иностранной компании. Например, в соответствии с соглашением об автоматическом обмене информацией в настоящее время кредитные учреждения каждый год предоставляют налоговым органам информацию о счетах и компаниях иностранных резидентов в ту страну, где располагается резидент. У российских налоговых резидентов есть соответствующее обязательство о подаче уведомлений об участии в иностранных компаниях. За нарушение этого требования предусмотрен штраф.

– Какие ошибки, с юридической точки зрения, чаще всего совершают компании при выходе на зарубежные рынки?

– Первая – недостаточная правовая защита бренда, фирменного наименования и товарного знака. Вторая – халатное отношение к проверке иностранного контрагента. Дело в том, что в зарубежных юрисдикциях немало мошенников: некоторые просто не выполняют свои обязательства, а кто-то и вовсе может навредить вашей репутации и даже спровоцировать штрафы и дополнительные финансовые издержки.

– Каким образом компания должна защитить свой бренд при выходе на глобальный рынок?

– Начать следует с регистрации товарного знака. Россия подписала ряд международных конвенций, которые предусматривают международную защиту наших товарных знаков в других юрисдикциях. Регистрация товарного знака снизит риски, связанными с незаконным или недобросовестным использованием вашего бренда в зарубежных юрисдикциях. Здесь действует принцип территориальности. Как правило, правообладатель получает защиту своего бренда в той стране, в которой эта защита зарегистрирована в соответствующем регистрирующем органе. В России – это Роспатент. Я советую защищать свой бренд во всех странах, где вы планируете вести экономическую деятельность. Не редки ситуации, когда компания из России выходит на другой рынок и обнаруживает, что там уже есть аналогичный зарегистрированный бренд. Даже если это копикат, он будет иметь преимущество перед законом, а экспортер может получить претензию и иск с вполне себе реальными имущественными санкциями. Поэтому лучше озадачиться вопросом регистрации заранее. Это можно сделать в рамках того же комплайнса, который мы обсуждали выше.

– Сейчас, в условиях санкций со стороны многих западных стран, российские экспортеры обратили свое внимание на рынки Ближнего Востока и Юго-восточной Азии. Расскажите, пожалуйста, есть ли какая-то специфика работы российских компаний в этих регионах?

– Я бы сказал, что специфика здесь, в основном, культурная. На этих рынках работают совсем другие ментальные установки, культурные законы и нормы. Конечно, есть какие-то конкретные особенности, связанные с, так называемым, мусульманским правом. Но, на мой взгляд, гораздо важнее здесь подстроиться под менталитет исламских партнеров. Если вы только приглядываетесь к этим рынкам, имеет смысл посетить крупные отраслевые мероприятия.

– Дайте советы начинающим экспортерам

– Во-первых, тщательно следите за всеми нюансами валютного контроля: за правильностью составления и заключения контрактов, за учетом валютной выручки. На сегодняшний момент штрафы за нарушение валютного законодательства могут доходить до 75%-100% от суммы изначального нарушения. Недавний кейс – ФНС России оштрафовала предпринимателя, взявшего кредит в Армении с нарушением требований российского законодательства, на сумму кредита – 123 млн. рублей. Суды подтвердили правомерной действий налоговой. Так что ответственность за подобные правонарушения вполне реальна.

Во-вторых, я советую ответственно подходить к составлению внешнеэкономических контрактов. В идеале, этот документ должен четко разъяснять обязательства сторон и предусматривать механизмы юридической защиты своих прав в случае их нарушения.

В-третьих, следите за правильным и своевременным уведомлением российского регулятора и налогового органа в вопросах создания и участия российских бизнесменов в иностранных компаниях. Сейчас общемировой тренд – это максимальная прозрачной внешнеэкономической деятельности и обмен информацией.