ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Пилотный проект кафедры ЮНЕСКО СФУ в Красноярске

Отечественная система дополнительного образования школьников испытала существенное влияние реформ 90-х гг. Вследствие отсутствия финансирования, тогда закрылись многие центры, станции и клубы юных техников, натуралистов, дворцы и дома пионеров и школьников. С улучшением экономической ситуации ряд из них были восстановлены. Однако, за прошедший период существенно изменились парадигмы и требования к образованию.

Стали актуальными понятия «человеческий потенциал», «креативность», «инновационное сознание», «инновационное поведение», «проектная деятельность», «компетенции», «метапредметные результаты» и т. п. Необходимость формирования таких качеств, развития таких работ все более концентрированно выражается в документах по развитию отечественного образования, в том числе в Концепции развития дополнительного образования детей, принятой в сентябре 2014 г.

Для реализации в дополнительном образовании новых требований выделяются средства на компьютеризацию, создание лабораторий робототехники, центров прототипирования, центров молодежного инновационного творчества с современными 3D-принтерами. В крупнейших Федеральных детских центрах: «Орленок», «Океан» и «Артек» проводятся интеллектуальные смены и конкурсы. Планируется и создание детских технопарков.

Однако, разработка соответствующей методологии дополнительного образования, способствующей созданию инновационных, а не чисто учебных, проектов и изобретений, еще только планируется в названных документах. И там же предусмотрены разработка и распространение результатов пилотных проектов и лучших практик реализации Концепции. Но, ведь, это – взаимосвязанные задачи. Ведь, совершенно очевидно, что с накоплением результатов пилотных проектов и лучших практик требуются и всё большее количество современной методической литературы и профессиональных печатных изданий, содержащих эти результаты. Требуется возможность быстро и эффективно коммуницировать и обмениваться опытом коллегам из различных регионов России, в том числе – и с иностранными коллегами. Нужны свои интернет-ресурсы. Нужны курсы повышения квалификации.

Существующие на сегодняшний день образовательные порталы и периодические издания не могут эффективно выполнить эту задачу, в связи с их разнонаправленностью, либо малым количеством страниц.

Вопрос о коммуникациях важно решать уже сейчас, не дожидаясь результатов реализации Концепции. Формулировка целей и задач Концепции, как и ряда предшествующих ей документов, стала результатом многолетнего развития передовой педагогической мысли. Лучшие педагоги-новаторы и прежде понимали необходимость достижения тех целей, которые теперь сформулированы в Концепции. Они нашли для этого ряд соответствующих методик, успешно апробировали их (пусть пока – в отдельных учреждениях, как сейчас говорят, «зонах прорыва»).

Пилотные проекты дополнительного образования уже идут, ряд из них – более десяти лет, хотя пока, в основном, идут только на энтузиазме педагогов, без целевого финансирования. Именно эти проекты и есть тот серьезный задел, который сможет внести наибольший вклад в результаты реализации Концепции, если будут продолжены и профинансированы.

Возможности оперативной коммуникации для этого требуются, в первую очередь. Авторы статьи выражают уверенность, что серьезным коммуникационным ресурсом в области технического творчества в ближайшее время станет портал www.юныетехники.рф.

Один из таких пилотных проектов более пятнадцати лет развивается в городе Красноярске научно-педагогическим коллективом, в который входят работники высшего и школьного образования. Красноярск хорошо известен, как инновационная территория в образовании, он дал отечественному и мировому образованию ряд инновационных технологий. Сейчас в Красноярске формируется образовательная технология нового поколения, в которой инноваторами являются не только педагоги, но инноваторами становятся обучаемые. Это –распространенная на все этапы учебного процесса, включая внеклассные занятия, ТРИЗ-педагогика [1], основанная на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной российским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером [2]. В настоящее время ТРИЗ пользуется ажиотажным спросом за рубежом, все чаще говорят о необходимости ее «возвращения» в Россию. ТРИЗ-педагогика – эффективное средство такого «возвращения». В дополнение к методу творческих задач [3], красноярские методологи создали метод изобретения знаний и метод инновационных проектов [4, 5]. В дополнительном образовании, в особенности в научно-техническом творчестве, наиболее применим метод инновационных проектов, представляющий собой структурированное объединение проектного и проблемного обучения с ТРИЗ. Этим методом учащиеся создают реальные проекты по решению актуальных проблемных задач техники, экологии, социальной сферы, побеждающие и занимающие призовые места на региональных и Всероссийских молодежных научных форумах. Завоеван Большой научный кубок России программы «Шаг в будущее». Получен первый школьно-студенческий патент РФ № 2486851 «Защитная система спортсмена», сообладатели которого – Сибирский Федеральный университет (СФУ) и школа № 10 г. Красноярска им. акад. Ю.А. Овчинникова (см. сайт «Научная Россия» http://scientificrussia.ru/articles/sfu-sports-protection). Готовятся еще школьно-студенческие патенты. Результаты разработок коллектива неоднократно преподавались его участниками на курсах повышения квалификации педагогов: на базе Красноярского краевого института повышения квалификации (ККИПКиППРО) и ФПКП СФУ, в том числе – по грантам Минобрнауки России.

В последние годы деятельность красноярского коллектива курируется Научно-образовательным центром (кафедрой) ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» СФУ. Это связано с тем, что созданная коллективом технология благодаря ТРИЗ формирует у обучаемых не только инновационное мышление, а его высшую форму – устойчивое мышление, т.е. направленное на решение задач устойчивого развития (предприятия, территории, России, цивилизации в целом). Поэтому она соответствует целям и задачам ЮНЕСКО в области образования в интересах устойчивого развития, ОУР: Международного Десятилетия ОУР (2005 – 2014 гг.) и новой Глобальной программы действий в области ОУР (GAP), признана Национальным Координационным центром Ассоциированных школ ЮНЕСКО России, опубликована в «Вестнике ЮНЕСКО» [6].

Кафедра ЮНЕСКО СФУ НМиТ готова распространять свои разработки во всех заинтересованных учреждениях дополнительного образования.

Авторы: Анатолий Козлов, Татьяна Погребная, Олеся Сидоркина

Сибирский Федеральный университет (СФУ),
кафедра ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии»».




1. ТРИЗ-педагогика / И. Л. Викентьев, А. А. Гин, А. В. Козлов // Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ / С. Ю. Модестов. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – С. 162–165.

2. Альтшуллер, Г. С. Найти идею / Г. С. Альтшуллер – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

3. Гин, А. А. 150 творческих задач о том, что нас окружает / А.А. Гин, И. Ю. Андржеевская. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 216 с.

4. Методы изобретения знаний и инновационных проектов на основе ТРИЗ / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010. – 180 с.

5. Development of creativity in engineering education using TRIZ / A.A. Lepeshev, S.A. Podlesnyi, T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, O.V. Sidorkina // 3rd Interdisciplinary Engineering Design Education Conference (IEDEC), Santa Clara, CA, USA, 2013. IEEE Conference Publications. Pages: 6 – 9.

6. ОУР в Ассоциированных школах ЮНЕСКО. Дидактика устойчивого развития / А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Вестник ЮНЕСКО. – 2013. – № 18. – С. 228 – 237.