Стенограмма круглого стола «Социальное предпринимательство. Единство интересов общества и бизнеса». Часть5

ПОЗДНЯКОВ К. К.:

– Спасибо большое, Олег Владимирович. У нас запланировано еще одно выступление. Суворова Ольга Валерьевна, руководитель проекта (…). Ольга Валерьевна.

 

СУВОРОВА О. В.:

– Спасибо. Добрый день всем. Очень многое, что хотела рассказать, сказал Бирюков Иван. Чем я занимаюсь? Мой проект, вместе с (...), который сегодня не смог присутствовать, мы собираем (...) проект гражданский, социальный по всей России, которые используют технологию в своей деятельности. Но при этом они не направлены на решение социальных проблем в обществе. И для меня, если говорить, определение социального предпринимательства – это бизнес, который решает социальные проблемы общества. Это не только трудоустройство людей с инвалидностью. Это и адаптация детей после детдома, это и учить их дальше жить, и тоже сделать из них предпринимателей. Потому что я знаю информацию от служб опеки, что дети, например, до трех лет вообще не задерживаются в детских домах, огромная очередь. Остаются дети подросткового возраста, у которых есть какие-то отклонения физические, либо с инвалидностью. Этим людям в дальнейшем еще надо дальше жить.

Я, наверное, хотела сказать, как я вижу поддержку социального предпринимательства. И действительно, это должно быть не только государственно. Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор – это не только рабочие места. Это целый ряд менторов и экспертов, которые работают с проектом. Я сама сейчас занимаюсь проектом, который решает социальную проблему – это донорство. Как вы знаете, у нас сейчас отменили выплаты донорам. Москва пока сохраняет. Мы сделали систему нематериальных поощрений, когда мы привлекаем бизнес, для того чтобы они поощряли. Например, сеть кофейни за то, что ты донор, тебе дает бесплатно напиток. Либо медицинский центр, у нас есть уже договоренность в Москве, который готов раз в месяц проводить день донора, где ты можешь пройти бесплатно, сделать УЗИ. И это не только социальная ответственность бизнеса, медицинского центра, но и новый клиент. И для донора, потому что донор – это действительно люди, которые спасают жизнь, которые сдают кровь. И для нас, для общества очень важно, чтобы эти люди сохраняли свою здоровье, и как можно больше других людей приходило. И как раз это здоровье нации, этим у нас в стране никто не занимается. У нас люди пока не заболеют, не побегут к врачу. У нас нет практики, чтобы раз в год проходить обследование. И, собственно, я не знаю ни одной, если честно, программы социально предпринимательской, которая была бы направлена на это, например, на решение проблемы с донорством, а это тоже социальная проблема.

Другая проблема есть такая в стране – это люди после 50-ти. Как вы знаете, например, к 2040 году 70% населения страны будут как раз составлять люди, которым более 50-ти лет. Сейчас устроиться на работу человеку, который в возрасте, очень тяжело. И тоже, мне кажется, здесь как раз таки должна быть поддержка со стороны государства – дать какие-то льготы компаниям, которые берут. Это, например отчисления в пенсионный фонд не такие большие.

Про бизнес-инкубаторы я начала говорить. Сейчас сама я занимаюсь проектом, ходим на встречи, участвуем в наборе бизнес-инкубаторов. И я считаю, что бизнес-инкубаторы не надо создавать отдельно, а, может, даже на каких-то льготных условиях, либо оставлять три места для каждого инкубатора, куда может прийти любой социальный предприниматель с хорошей идеей, которую он хочет внедрить, с технологией для решения социальных проблем, прийти туда и работать наравне с другими.

Чем хороши бизнес-инкубаторы? Ты общаешься с экспертами, которые действительно бизнесмены, у которых действительно успешный опыт, которые тебе действительно могут подсказать, что делаешь так, а что не так. Основная проблема всех проектов, которые я, например, отбираю для своего каталога, но я оказываю просто информационную поддержку, либо привлекаю экспертов, если нужно проекту, – люди не умеет писать бизнес-планы, никто не может написать нормальный бизнес-план, и это нормально. У нас финансовая грамотность в стране тоже очень страдает. Даже я, человек, который учился в новой школе, у меня хорошее финансовой образование, для меня и то проблема написать бизнес-план и сделать финансовый анализ на пять лет. Все инвесторы просят анализ на пять лет. Для этого и нужны бизнес-инкубаторы – чтобы они учили людей, и для этого, мне кажется, как раз таки образование, малый бизнес Москвы должен способствовать тому, чтобы учить людей, которые хотят... Не обязательно даже с технологиями связанные, которые хотят открыть свою парикмахерскую и трудоустроить людей с инвалидностью, они должны научить их вести бизнес.

По поводу льгот я лично сталкиваюсь с такими проблемами. И люди, которые обращаются, у них первое – это аренда, и второе – это отчисления в пенсионный фонд. Все. Если будут решены такие проблемы, как пенсионные отчисления, аренда и обучение вести бизнес – и тогда у нас не будет никаких проблем. И деньги не обязательно получать от государства, можно самому вкладывать свои средства. Можно, есть масса в стране сейчас фондов, венчурных инвесторов, которые готовы вкладываться в социальное предпринимательство, в социальные проекты.

Как вы знаете, сейчас Агентство стратегических инициатив организовывает фонд, в котором шесть миллиардов рублей, который готовы поддерживать социальные проекты. И вопрос пока, конечно, открыт: какие именно проекты они будут поддерживать? Каким критериям они должны отвечать?

Но в любом случае первая проблема, с которой сталкивается проект, первое – это один простой вопрос: какую проблему решает социальное предпринимательство? Потому что очень много, например, я вчера специально зашла на сайт АСИ, посмотрела в разделе социальные проекты, там порядка двухсот проектов. Уже больше, да? И я когда начала читать, у меня, если честно, голова сразу заболела, потому что очень много информации. Я понимаю, что они все важные, они социальные, но во всех описаниях нет главного: какую проблему вы решаете? Вы помогаете людям с инвалидностью, да? Вы помогаете пожилым людям? То есть сейчас, например, у очень многих, кто встречается со старт-апами – модное слово сейчас – первый вопрос: какую проблему вы решаете? Зачем вы нужны обществу? И очень многие на этом вопросе теряются, потому что все мы больны идеей, говорим красивые слова. А для чего именно обществу нужен наш проект, мы не знаем.

Второй момент, с которым сталкиваются большинство проектов – это бизнес-план: для чего, как дальше будет, какая дальше будет модель, как будет развиваться проект.