На прошлой неделе в рамках Красноярского форума 2013 года состоялся круглый стол на тему: «Государственные закупки: Перезагрузка».

В работе круглого стола приняли участие федеральные чиновники, ведущие компании Красноярского края,  эксперты отрасли, в том числе коммерческий директор электронной торговой системы B2B-Center Андрей Бойко.

А. Бойко осветил возможные риски,  связанные с внедрением Федеральной контрактной системы.

В качестве рисков эксперт отметил следующее:

- Методы обоснования начальной цены контракта.

В поправках ко второму чтению уточнен  механизм обоснования начальной цены контракта: был сужен перечень методов, который заказчик праве использовать для обоснования начальной цены. Таким образом,  минимизируется возможность произвольного действия заказчика, а значит и  необоснованного завышения цены (достаточно вспомнить случаи с завышенными ценами на томографы, автомобили и т.д.). Если эта поправка не будет внесена в финальную версию закона – есть риск повышения коррупционной составляющей в госзаказе.

 

- Единственный способ осуществления госзакупок в электронном виде – аукцион.

Электронный аукцион – не самый эффективный вид торгов, поскольку выбирая товар, работу, услуг исключительно по цене, повышается вероятность закупить товар низкого качества. Например, в системе B2B-Center на долю аукционов  приходится всего 3% торгов от общего количества. Для сравнения -  20% торговых процедур компании проводят с помощью конкурсов, а 70-75% - методом запроса предложений.

 

- Отказ от общественного контроля.

Остается неясным, будет ли отражена  в законе роль общественного контроля. Между тем, необходимо отметить, что отказ от общественного контроля будет способствовать сохранению злоупотреблений в системе госзаказа. И наоборот, перевод госзакупок в электронную форму может стать  одной из форм общественного контроля, поскольку электронные торги обеспечивают информационную прозрачность,  а также облегчают процесс мониторинга и аудита проведенных закупок. Таким образом, контролирующие  органы в любой момент могут сами получить правдивую, оперативную и исчерпывающую информацию по интересующему контракту. В то же время в ходе круглого стола в рамках КЭФ участники дискуссии указывали на необходимость не столько общественного, сколько профессионального контроля. Особенно при организации сложных изыскательских, строительных и пуско-наладочных работ.

 

- Отсутствие аккредитации и персональной ответственности сотрудников, ответственных за госзаказ.

 

Необходимо  создать механизм  аккредитации и  персональной ответственности. Отвечая лично за эффективность закупки, чиновник будет чувствовать собственную ответственность за результат, что положительно скажется на госзаказе в целом.

 

«Для повышения эффективности  будущей системы госзаказа необходимо принять во внимание возможные риски, — резюмировал Андрей Бойко. —  На сегодняшний день,  ряд поправок, внесенных на рассмотрение Госдумы, представляются целесообразными, но сами по себе они недостаточны. Необходимы общероссийские критерии оценки результативности закупок».