В работе круглого стола приняли участие федеральные чиновники, ведущие компании Красноярского края, эксперты отрасли, в том числе коммерческий директор электронной торговой системы B2B-Center Андрей Бойко.
А. Бойко осветил возможные риски, связанные с внедрением Федеральной контрактной системы.
В качестве рисков эксперт отметил следующее:
- Методы обоснования начальной цены контракта.
В поправках ко второму чтению уточнен механизм обоснования начальной цены контракта: был сужен перечень методов, который заказчик праве использовать для обоснования начальной цены. Таким образом, минимизируется возможность произвольного действия заказчика, а значит и необоснованного завышения цены (достаточно вспомнить случаи с завышенными ценами на томографы, автомобили и т.д.). Если эта поправка не будет внесена в финальную версию закона – есть риск повышения коррупционной составляющей в госзаказе.
- Единственный способ осуществления госзакупок в электронном виде – аукцион.
Электронный аукцион – не самый эффективный вид торгов, поскольку выбирая товар, работу, услуг исключительно по цене, повышается вероятность закупить товар низкого качества. Например, в системе B2B-Center на долю аукционов приходится всего 3% торгов от общего количества. Для сравнения - 20% торговых процедур компании проводят с помощью конкурсов, а 70-75% - методом запроса предложений.
- Отказ от общественного контроля.
Остается неясным, будет ли отражена в законе роль общественного контроля. Между тем, необходимо отметить, что отказ от общественного контроля будет способствовать сохранению злоупотреблений в системе госзаказа. И наоборот, перевод госзакупок в электронную форму может стать одной из форм общественного контроля, поскольку электронные торги обеспечивают информационную прозрачность, а также облегчают процесс мониторинга и аудита проведенных закупок. Таким образом, контролирующие органы в любой момент могут сами получить правдивую, оперативную и исчерпывающую информацию по интересующему контракту. В то же время в ходе круглого стола в рамках КЭФ участники дискуссии указывали на необходимость не столько общественного, сколько профессионального контроля. Особенно при организации сложных изыскательских, строительных и пуско-наладочных работ.
- Отсутствие аккредитации и персональной ответственности сотрудников, ответственных за госзаказ.
Необходимо создать механизм аккредитации и персональной ответственности. Отвечая лично за эффективность закупки, чиновник будет чувствовать собственную ответственность за результат, что положительно скажется на госзаказе в целом.
«Для повышения эффективности будущей системы госзаказа необходимо принять во внимание возможные риски, — резюмировал Андрей Бойко. — На сегодняшний день, ряд поправок, внесенных на рассмотрение Госдумы, представляются целесообразными, но сами по себе они недостаточны. Необходимы общероссийские критерии оценки результативности закупок».