Подземного царства хранители

Все мы ежедневно ходим на работу, гуляем по улицам, смотрим телевизор или занимаемся любыми другими делами, не задумываясь о том, что кто-то незримый трудится день и ночь, чтобы в наших домах были свет, тепло, вода и исправный телефон. Этот незримый труженик, обеспечивающий нас всеми перечисленными благами, есть многотысячная армия работников, обслуживающих огромное коллекторное хозяйство Москвы.

Могут ли быть спокойны москвичи за состояние подземных коммуникаций? Какие современные технические средства используются в коллекторах для контроля за их состоянием? Принимаются ли меры для исключения несанкционированного проникновения в подземные коридоры?

На эти и некоторые другие вопросы для «Моей Москвы» дал ответы генеральный директор ОАО «ГОРКОЛЛЕКТОР» Сергей Маев.

 

- Сергей Филиппович, когда была создана Ваша организация?

- ОАО «ГОРКОЛЛЕКТОР» создано четыре года назад специально под программу ГУП «Москоллектор» для эксплуатации внутриквартальных коллекторов, обслуживающих жилые дома. В отличие от городских, внутриквартальные коллекторы сравнительно небольшие, длиной от 10 до 400 метров, но количество их – достаточно большое, около 2000 объектов.

 

- Насколько сложна специфика работы по обслуживанию коллекторного хозяйства? Какие технические новшества Вы применяете?

- Учитывая многофункциональность и структурную насыщенность коммуникаций, работа в коллекторах ответственна и требует особой квалификации. Должен заметить,  что в нашей сфере особенно важную роль всегда играл «человеческий фактор». Судите сами: традиционно техник, то есть человек, непосредственно осуществляющий осмотр коллекторов, не подвергался ежеминутному контролю (ведь под землей он работал в одиночку), и поэтому полагался, в основном, на собственную добросовестность. Поэтому требования у нас к работникам всегда были очень жесткие, дисциплина налажена образцово.

Технический прогресс позволил нам усовершенствовать ситуацию. Сегодня на наших объектах мы устанавливаем автоматические объемные датчики, позволяющие отслеживать состояние коллекторов, все их параметры даже в отсутствие техников. Время обхода техника на объект также фиксируется с помощью специальных датчиков, к которым он обязан прикоснуться в ходе осмотра. Датчики расположены как при входе в коллектор, так и на значимых его участках. Передающее устройство датчика обеспечивает подачу информации на компьютер. Поэтому мы в любой момент можем определить: сколько раз в сутки,  в какое время и в какой последовательности был совершен обход. Как известно, контроль – главный побудитель к добросовестности.

Разумеется, информация о результатах осмотра заносится техником и в документы, заполняемые при каждом обходе, где фиксируются все выявленные в ходе осмотра дефекты.

Для большей эффективности мы предлагаем оборудовать коллекторные сети камерами видеонаблюдения. Мы внесли такое предложение, но «Москоллектор» пока не проявил заинтересованности.

Заслугой нашего предприятия можно считать и то, что мы навели порядок в системе кабелей. Мы ввели систему «Штрих-кабель», и теперь по штрих-коду, прикрепленному к каждому кабелю, мы в любой момент можем определить: чей это кабель и когда он проложен? В коллекторах, которые обслуживает «Москоллектор», пока такой системы нет.

 

- Если я правильно поняла, техник – это главное лицо, на котором лежит ответственность за соблюдение должного уровня состояния коммуникаций?

- Совершенно верно. И, заметьте, помимо обязательности и дисциплинированности техники должны обладать и хорошей физической формой, поскольку спускаться в коллектор приходится, как правило, по отвесной лестнице. Мы находим таких людей, коллектив у нас очень квалифицированный, текучки кадров нет.

 

- Это замечательно. А не страдают ли ваши объекты от вандализма?

- Коллекторы – это объекты, имеющие для Москвы очень важное значение, в том числе и в вопросах стратегической безопасности. Поэтому говорить о вандализме в подземных коридорах не приходится – мы не допускаем несанкционированного проникновения. А вот в отношении вентиляционных шахт, расположенных на поверхности, приходится признать – случаи вандализма нередки, и это очень удручает.

 

- Остановитесь на этом подробнее, пожалуйста! Как с этим бороться?

- В нашем ведомстве 755 вентиляционных шахт, рассредоточенных на большой территории, значительное количество их расположено «на отшибе». Выглядят они сегодня в форме домиков, киосков и их функция – естественная вентиляция коллекторов. (Несколько лет назад вентиляционная шахта выглядела снаружи простой ржавой решеткой). К сожалению, существует категория людей, которые считают «своим долгом» сунуть в вентиляционное отверстие фантик, окурок. Это очень досадно на фоне того, как много правительство Москвы вкладывает средств, чтобы сделать Москву самой красивой в мире. Люди должны любить город, в котором они живут и беречь его.

Интересен факт: если шахта стоит возле ПТУ, то она требует нашего внимания десять, а то и двадцать раз в год, если у детского сада, то ремонтировать ее приходится один раз в три года.

Домики вентиляционных шахт должны вписываться в облик того места, где они находятся. Поэтому мы специально разрабатываем проекты их оформления, раскрашиваем  в цвета, утвержденные департаментами, инкрустируем, используем различные новые материалы. Словом, средств вкладываем немало. Будем надеяться, что в конечном итоге наши усилия будут оценены жителями столицы, и случаи умышленной порчи прекратятся.

Сложность еще в том, что процессы строительства и реконструкции порой до неузнаваемости меняют облик местности, и шахта оказывается практически на новом месте, к которому невозможно подъехать. В той связи добавлю, что наши техники от объекта к объекту перемещаются на транспорте, для чего мы создали автопарк.

 

- Сергей Филиппович, в чем основная сложность деятельности «ГОРКОЛЛЕКТОРА»?

- Основная сложность – зима. Это самое трудное для всего коллектива время года, когда мы с особой тщательностью следим за состоянием коммуникабельного хозяйства и принимаем необходимые меры для того, чтобы не допустить замерзания воды в трубах. Для этого мы реализуем целый комплекс мер.

 

- Каких именно?

- На домики вентиляционных шахт мы устанавливаем специальные жалюзи, которые закрываем при понижении температуры. Более чем 2000 штук уже оборудованы ими. Понятно, что это дополнительный объем работы – открывать и закрывать их, но это очень простой и эффективный способ сохранить необходимый уровень тепла в коллекторах. Кроме этого, оборудуем теплые полы, применяем теплоизоляционные материалы. Сегодня мы спокойны, внедренная система мер гарантирует: холод не пройдет! А если в сильный мороз температура в коллекторе всё же понизится до критической отметки, то автоматически включится местный обогрев, и проблема будет устранена, не назрев. Добавлю, что наш персонал снабжен мгновенным лазерным измерителем температуры, который в цифровом виде показывает температуру трубы.

Вообще, опасность промерзания могла бы быть исключена, если бы проектировщики всегда грамотно подходили к этому вопросу. Очевидно, что чем ниже расположен коллектор, тем меньше вероятность его промерзания. Но это связано с дополнительным вложением средств на строительство, так как углубление коллектора на 50 см увеличивает стоимость его сооружения в три раза.

 

- Сергей Филиппович, а Вам известно, как обстоят дела с обустройством коллекторов в других странах?

- Конечно, ведь мы, как и весь мир, общаемся, ездим. Недавно наш коллега побывал во Франции, спускался под землю и видел, как устроены коммуникации в Париже. Многие проблемы, волнующие нас, там просто отсутствуют, потому, что все трубы там изготовлены из меди - материала, как известно, прочного, не подверженного коррозии, но дорогостоящего. Москва по своим размерам – это не Париж. Коллекторное хозяйство нашей столицы уникально по своим масштабам, такого нет нигде в мире. Поэтому сложно даже представить, во что обошлись бы Москве медные трубы.

 

- Ваша организация – акционерное общество. По какому принципу занимает она место в государственном сегменте ЖКХ Москвы?

- ОАО «ГОРКОЛЛЕКТОР» ежегодно побеждает в открытом конкурсе, проводимом ГУП «Москоллектор» по выбору подрядных организаций на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутриквартальных коллекторов

и диспетчерских пунктов. «Москоллектору», в свою очередь, правительство Москвы доверило вести всё свое огромное коллекторное хозяйство, для чего, собственно, и был создан «Москоллектор».

 

- Понятно. То есть теоретически Вас могут и не выбрать? И (опять же теоретически) ежегодно может происходить смена временных хозяев квартальных коллекторов? Этакий парад победителей?

 

- Да, в принципе это не исключено.

 

- Как в таком случае могут быть спокойны москвичи за свою безопасность, если ежегодно в коллекторах, расположенных под их домом будут хозяйничать новые и новые компании? Кто поручится за то, что их огромные штаты состоят из добросовестных и проверенных людей? Где и когда они набрались должного опыта, необходимого для осуществления данной деятельности? Будут ли они тратить свои средства на дальнейшее техническое оснащение коллекторов, то есть работать на перспективу?

 

- Вы задаете логичные вопросы, но я не готов на них ответить. Существует Закон о тендерах. Со своей стороны могу лишь добавить, что если бы конкурсы проводились не ежегодно, а, скажем, раз в пять лет, то это позволило бы нам поэтапно и планомерно разрабатывать и реализовывать долгосрочные программы по совершенствованию системы обслуживания и ремонта коллекторов. Убежден, что это было бы на благо всех жителей Москвы. У нас всё для этого есть: желание, опыт и стремление работать еще лучше.

- Спасибо, Сергей Филиппович за интересный разговор! «Моя Москва» желает Вам успехов!

 

Беседу вела Светлана Шишлова