Лазарева: ОНФ готов предоставлять Минфину информацию о применении норм об ипотечных и кредитных каникулах

Чтобы избежать роста просрочки граждан по кредитам и всплеска
персональных банкротств Министерству финансов необходимо внимательно
следить за исполнением и эффективностью мер, призванных поддержать
население и предпринимателей. Сейчас даже добросовестные заемщики в 90%
случаев получают от кредиторов отказ в предоставлении льготного периода.
ОНФ следит за ситуацией и готов передавать ведомству информацию о
применении норм об ипотечных и кредитных каникулах, заявила руководитель
проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

В марте россияне стали хуже обслуживать свои кредиты, сообщили
«Известия» со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй. Так доля
просрочки на месяц и более выросла с 19,9% до 22,5%, 90 дней и более — с
19,5% до 21,6%, В автокредитовании доля просроченных кредитов на 30 и
более дней увеличилась за март с 7,8% до 8,8%, 90 и более дней — с 6,4%
до 7,2%. Больше всего просрочка возросла в сегменте потребкредитов, где
доля плохих долгов увеличилась до 22,5% от общего количества
заимствований.

«Цифры вполне понятные и пока не угрожающие. В марте начались кризисные
явления, связанные с распространением коронавируса. Тогда еще не было
массовых увольнений и сокращений, но общая ситуация стала тревожной и
непредсказуемой. Поэтому многие направили деньги на первоочередные
расходы – лекарства, продукты, ремонт автомобиля и прочее. Оказал свое
влияние и ажиотажный спрос на товары первой необходимости в преддверии
периода самоизоляции, когда опустели полки в магазинах», – отметила
Лазарева.

Она напомнила, что многие отрасли малого и среднего предпринимательства
«просели» уже тогда. Например, турбизнес и индустрия массовых
мероприятий начали возвращать деньги за несостоявшиеся поездки и
мероприятия. А ведь это десятки тысяч работников. Так что на увеличение
просрочки влияет комплекс причин, пояснила Лазарева.
«Президент и правительство пытаются принимать меры для поддержки
заемщиков, однако практика показывает, что они неэффективны. По данным
консультационного центра по кредитным и ипотечным каникулам, даже
добросовестные заемщики ни разу не допустившие задержки по оплате своих
кредитов и собравшие полный необходимый пакет документов, в 90% случаев
получают формально мотивированные отказы в предоставлении льготного
периода от кредиторов», – констатировала Лазарева.

Кроме того, у многих граждан существуют серьезные проблемы с
подтверждением снижения своего дохода. Их регулярный ежемесячный доход
на 25% плюс-минус состоял из фиксированного оклада, а основной частью
зарплаты были бонусы, премии и проценты с продаж или с оплаты оказанных
услуг. Согласно поручению главы государства в нерабочий период
заработная плата будет сохранена, но сохранятся, увы, только оклады,
поскольку из-за режима самоизоляции товаров продается меньше, а услуги
не оказываются. «Фактически, доходы сокращаются более, чем на 70%, а на
бумаге зарплата остается той же», – добавила Лазарева.

«Мы прогнозируем в апреле-мае еще больший рост просрочки, а к концу
периода самоизоляции всплеск персональных банкротств среди граждан и
предпринимателей. Этого можно будет избежать, если в Министерстве
финансов будут внимательнее следить не за созданием новых банковских
продуктов и программ реструктуризации, а за исполнением и эффективностью
мер, призванных поддержать население и предпринимателей. Данные о
применении норм об ипотечных и кредитных каникулах готовы предоставить и
в ОНФ», – подчеркнула Лазарева. Она добавила, что Банк России сейчас
также активно реализует меры поведенческого надзора и показывает похожую
статистику.

Еще одной мерой, которая способна изменить ситуацию, может стать
ускорение работы банковских финомбудсменов. «Им нужно уже сейчас
начинать работу. Мы направили обращения премьер-министру Михаилу
Мишустину и председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой дать
соответствующие распоряжения», – заключила Лазарева.