Разговор с Павлом Лукшей

Павел – профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт Сколковского центра развития образования (SEDEC). Основатель инициативы Global Education Futures. Эксперт EdTech Акселератора Ed2, реализуемого при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика» и компании Global Venture Alliance (GVA).

 

Популярность применения новейших технологий, роботов и искусственного интеллекта в ближайшее время может дать толчок к появлению, как минимум, 20 новых профессий. Такие прогнозы дают аналитики консалтинговой компании Cognizant Technology Solutions. Большинство из этих профессий призваны автоматизировать процессы в компаниях и ассистировать специалистам в управлении искусственным интеллектом. Информационные детективы, аналитики кибергородов, инспектор по генетическому многообразию, проводник виртуального магазина, хранитель личных воспоминаний – это уже не термины из научной фантастики, утверждают авторы исследования.

 

 – В связи с активным развитием техники появляются перспективные отрасли по созданию технологий, позволяющих управлять машинами. Представляется, что разработчики информационных систем и интерфейсов, специалисты по работе с данными, дизайнеры эмоций, специалисты по искусственному интеллекту и другие профессионалы цифровой эпохи будут стабильно востребованы в обозримом будущем. Так ли это? Какие специалисты станут ключевыми на рынке через 5- 10 лет?

 

 – С одной стороны, скорость изменения правил игры увеличивается, с другой стороны, традиционные сектора меняются крайне медленно. И бурильщик, и оператор трактора, и строитель через 10 лет будут нужны и, возможно, даже будут более востребованы. Конечно, мы видим будущее, в котором дома будут строить роботы или дроны, но это будущее более отдаленное.

Есть несколько важных тенденций. Одна из них связана с тем, что приходит экономика данных, в которой изменения касаются не столько профессий, как компетенций. Например, всем надо будет учиться осваивать Data analysis - и это скорее не отдельная специальность, а компетенции внутри большой группы профессий от маркетологов до учителей.
Изменения, происходящие в рамках существующих профессий, опять же коснутся того, что профессионалу придется решать большое количество нестандартных задач. Это значит надо уметь думать, сотрудничать и вместе с командой решать сложные творческие задачи - это тоже компетенции, которые ложатся на существующую профессиональную линейку, но при этом они достраивают ее. Тот же самый «хирург» превратится в «хирург’» (хирург-штрих), который способен работать в распределенном коллективе, получать консультации от своих коллег в других странах и при этом проводить операцию не руками, а с помощью робота, например. Но при этом, это все тот же хирург.

В этом плане мы чаще говорим не столько о сдвиге структуры занятости, сколько об изменении характера того, что делают. Рабочие задачи меняются. Поэтому, если говорить применительно к EdTech Акселератору Ed2, то у нас в первом наборе есть проект Skillfolio - он как раз о том, что надо как-то мерить soft skills (мягкие навыки). Только на hard skills на конкретные профессиональные компетенции мы уже не можем рассчитывать, но при этом для их измерения нам не хватает инструментов. Другие стартапы, которые с нами работают в направлении оценки компетенций, тоже стараются решить эти задачи.

А в целом, многое из Атласа новых профессий, который мы разрабатывали 5 лет назад, уже происходит, но являются ли эти профессии ключевыми - здесь можно поспорить. Совершенно точно, что ключевыми будут профессии инженеров, системного архитектора, проектировщика, потому что ту же архитектуру данных надо придумывать.  Если ключевой называть профессию, сильно определяющую будущее сектора, то это будут люди с сильно развитым системным мышлением, проектирующие системы сбора и использования данных. Они точно будут в меняющейся экономике играть ключевую роль в самых разных сферах.

 

 – Если вернуться к Акселератору и стартапам, на ваш взгляд, крупные корпорации сегодня уже относятся к инвестированию в образовательные стартапы как к чему-то обычному?

 

 – С одной стороны да, большой бизнес готов инвестировать. С другой стороны - это многогранная сфера и с ней надо научиться работать.

На мой взгляд, когда мы говорим о потребностях бизнеса, то мы должны говорить не чисто об образовании, а скорее о работе с талантами (talant tag) или о поддержке разных человеческих процессов (human tag), потому что если мы, например, смотрим на то, как именно человек учится в контексте его персональной карьеры, то выясняется, что это очень часто тесно связано с его карьерным выбором и управлением своей карьерой. С другой стороны, возможности для корпораций и бизнеса найти этот талант - это HR-tag. Это все, что связано с поиском и сопровождением человеческих ресурсов, а также поведение человека внутри команды и горизонтальное обучение. Так, хотя образование чаще воспринимается как сфера, которая поддерживает школу, университеты и т.д. Важно все же понимать, что эта сфера намного шире, это скорее именно сопровождение талантов. В этом смысле, на мой взгляд, бизнесы готовы, потому что сейчас они понимают, что таланты становятся критическим источником конкурентного преимущества. Если вы собрали команду, то у вас будет конкурентное преимущество, если у вас ее нет, то вы скорее всего не будете на вершине игры. А дальше вопрос, что может обучение и развитие людей здесь дать? Обучение может дать правильные компетенции в нужное время, в нужном месте. И в этом смысле сейчас многие бизнесы активно в эту сторону смотрят. Для кого-то эти инвестиции - это их личный выбор. Например, Сергей Соломин, который много лично инвестирует в образование, он как раз к этим инвестициям относится как к стратегической сфере. Для него это не просто поддержка его корневого бизнеса, это некоторое направление, которое помогает менять общество, развивать в нем правильные компетенции и т.д.

С другой стороны, есть, например, «Северсталь» у которых есть направление инвестиций в таланты (например, их инвестиции в ряд проектов типа «Нетологии»). Они, с одной стороны, смотрят на эти инвестиции как на отдельное направление, но в то же время они ищут синергии с их основным бизнесом.

Сейчас стремительно растут инвестиции в образовательные стартапы - по миру проинвестировано порядка 50 млрд. долларов, но в сравнении с капиталоемкими областями это не такая большая сумма. И хотя все же многие инвесторы рассматривают образование как возможность, но, еще раз подчеркну, что это сложный рынок и с ним надо научиться работать.
Приведу пример, несколько лет назад компания Linked in купила linda.com - сообщество успешных сайтов по обучению профессионалов. И они до сих пор ищут возможности интеграции. Я не вижу, чтобы мне с моим профилем linked in рекомендовали курсы на linda.com. А это значит, что нет активной интеграции траектории карьерного развития с траекторией образования.

Еще пример, в Китае есть проект Tencent как интегрированное решение - это и сеть, и месенджер, и игры. Они сейчас активно смотрят в сторону образования и запустили крупнейший в мире фонд поддержки образовательных инноваций. Но даже компании такого масштаба до сих пор не запустили решения нового поколения типа «Университет будущего» и т.д. Мы сейчас скорее на пороге образовательной революции, чем в стадии ее разворачивания, но революция может произойти достаточно быстро, потому что, если вдруг, Tencent, Facebook или Google решат, что они готовы серьезно пойти в сферу образования, то другие очень быстро тоже в эту сферу пойдут и у нас может произойти радикальный перелом с использованием больших данных и соц.сетей.

 

 - Чем EdTech Акселератор Ed2 полезен стартапам и большому бизнесу?


Я думаю, что цель Акселератора, во-первых, в том, чтобы, с одной стороны, «приземлить» образовательные стартапы на реальный спрос, к реальным потребностям бизнеса, поскольку многие люди, создающие образовательные проекты, не понимают запросов крупных заказчиков. Корпорации или конечные пользователи образовательных услуг, такие как b2c рынки покупают только то, что им действительно нужно. А во-вторых, задача акселератора заключается в том, чтобы научить заказчиков более широко смотреть на рынок образовательных стартапов и включать их в свою стратегию бизнеса.